Как хвалить ребенка правильно и конструктивно.

Часто можно наблюдать, как на детских площадках мамы или папы бурно выражают эмоции, высказывая одобрение деятельности ребенка. Построил куличик – «молодец!». Забрался на горку – «молодец!». Скатился с горки – «молодец!». Слово «молодец» очень прилипчивое, оно с детства сидит в наших головах и стремится вырваться наружу по любому поводу. Такое поведение хорошо выдает родителей – сторонников теории «хвалите чаще и больше, и тогда ребенка в жизни ждет успех», которая часто встречается в популярной литературе по детскому воспитанию. Порой сказывается и отсутствие или недостаток похвалы у самих родителей в детстве и они, захваливая своего ребенка, пытаются возместить этот ущерб.

Похвала — это очень непростое дело. Непростое, потому что может вызвать совсем не тот эффект, которого вы ожидаете. Нужно помнить, что ребенок не всегда будет рядом с мамой и папой, которые похвалят его.
В коллективах, в которых он окажется рано или поздно, будут люди и равнодушные и настроенные недоброжелательно. Ожидая похвалы и не получая ее, ребенок испытывает дискомфорт, страдает его самооценка.
Слово «молодец» оценивает личность ребенка, а не его поступки. И когда ожидаемой похвалы не будет, это может навести ребенка (а потом и взрослого) на мысль, что не оценили не только поступок, но и его самого. Формируется образ — «Делаю что-то хорошо — я хороший», «Не делаю хорошо — плохой»

Оказывается горячо любимое родителями слово «Молодец» — это совершенно не та похвала, которая нужна нашему подрастающему малышу.
Давайте же разберемся, как правильно хвалить детей и почему «Молодец» — это плохо.

Когда мы слишком часто высказываем нашу оценку действиям ребенка («хорошо», «молодец», «правильно»), он привыкает ориентироваться только на нее. Ребенок ждет нашей реакции, при этом не обращает внимание на собственное отношение к своим успехам. Более того, становясь старше, ребенок все больше и больше будет испытывать потребность в постоянном одобрении своих поступков. Так постепенно формируется болезненная зависимость от мнения окружающих, которая проецируется и во взрослую жизнь.

Что же теперь, вообще не хвалить? - спросите Вы. Хвалить! Только хвалить поведение ребенка, его поступки, действия.
Используйте  для одобрения высказывание  своих положительных чувств и эмоций.
Дети изначально хотят быть хорошими и радовать своих родителей. И подобными приемами мы можем формировать у них желательное поведение. Например, если малыш часто капризничает, можно отмечать похвалой каждый период его хорошего настроения, каждую улыбку. Постепенно ребенок перестроится на желательное поведение и потребность в похвале отпадет.

Разделяйте оценку ребенка и оценку действия. Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что он сделал и отмечайте это в своей похвале: вместо «Какой ты у меня чистюля!» можно сказать: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто».

Хвалите усилие, а не результат. Отмечайте старания ребенка: «Должно быть тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто.

Итак, мы выяснили, что похвала имеет не только положительные, но и негативные последствия. Должны ли мы теперь полностью отказаться от одобряющего слова в адрес своего ребенка? Конечно, нет! Искренние слова одобрения важны и необходимы, и было бы не правильно сдерживать свои эмоции, когда вы, действительно, радуетесь успехам своего ребёнка, но формы похвалы и одобрения вполне реально разнообразить.

А для тех, кто хочет научиться справляться с трудностями воспитания, решить проблемы дисциплины и лучше понять своего ребенка, мы приглашаем в клуб «Успешные родители» функционирующий на базе ГУ «Кобринского ТЦСОН» по ул. Настасича,31. Записаться можно по телефону 56-0-56.

Мы будем рады Вам помочь!

Главное меню

© Кобринский ТЦСОН, 2016—2100. All Rights Reserved.